среда, 13 января 2016 г.

Второе путешествие в Заграницу. Встречаем 2016 Новый Год и Рождество в Румынии.

0. Планирование. Просто нудная глава.

Задумались над путешествием в середине осени. Дома - ну никак не возможно, просто совершенно. Поэтому... Это будет зима, подумали мы... Значит, с детьми в палатках - это пока не наш вариант. Планируем ночевки. Букинг оказался совершенно на высоте. Несколько месяцев с бессонными ночами в ловле удобных броней, и маршрут с бюджетными ночевками на толпу 6-11 человек - у нас в кармане. Особенность ситуации в том, что это суперпраздничный супервысокий сезон, и все истинно идеальные предложения заполнены, наверно еще с той зимы. И правильно. Поэтому нам не получилось законсервироваться в каком-нибудь райском уголке на всю неделю-другую. Но одно удачное место у нас все же нашлось, и оно стало точкой формирования маршрута. А сам маршрут получился в формате "галопом по Европам". Некоторые места мы разведали на лето, если получится.
Итак, мы своим бродячим бусиком решили проникнуть в сердце Трансильвании, с ее горами, медведями, даками и римлянами, саксонцами и драконами, дорогами и Дорогами.
Маршрут получился в сдыщчреста километров в диаметре, но все нормально, нас в бусике несколько. Будем меняться. Гринкарта и страховки оформлены, ровинета приобретена через интернет, номера забронированы. Отсчет пошел.

1. Поехали! Киев-Ужгород.

Дорога по Украине это особенная тема. Особенно зимой. Порой хочется сделать монтаж. Ну а порой - нет :). Ехать по трассе Киев-Чоп долго, но приятно. По сравнению с трассой на Черновцы - вообще сказка! А Карпаты! Они приветствовали нас уже в темноте, намекая на гололед и горнолыжные склоны. Но мы пробрались до Ужгорода, где нас ждал гостеприимный дом наших друзей. Да, по дороге мы пообедали в очень замечательной кафешке в Бродах, что была открыта нами прошлым летом. Вот остатки замка посмотреть нам не успелось. А также и заехать по пути в Золочевский, или Дубенский, или Подгорецкий замок, и в Унивскую Лавру тоже не получилось. Да и Корец просвистели. Да в Чинадиево замок Шенборнов... Но что делать, что делать, а кому легко?

Вот, что мы не увидели по пути Киев-Ужгород:
  • Замок в Бродах.

Бродовский замок построен в 1630—1635 гг. Станиславом Конецпольским, вероятно, по проекту известного французского инженера и картографа Гийома де Боплана. Того самого, который нарисовал первую красивую карту Украины. Правда он ее как-то вверх тормашками нарисовал.
Замок и крепость выдержали осаду казацких войск во время восстания Хмельницкого в 1648 году. В XVIII веке принадлежал Потоцким. Был переоборудован во дворец. Потом романтика закончилась.

• Замок в Корце.

Первое деревянное укрепление соорудил в XV в. над р. Корчик князь Острожский. Позднее замок перешёл во владение волынского воеводы Б. Корецкого, он и построил самый замок. В XVIII в. князья Чарторыйские переделали крепость во дворец. В 1832 г. дворец сгорел и с тех пор не восстанавливался. Сохранилась башня, немного стен и мост - акведук. Мост недавно отреставрирован. С руин открываются живописные виды.

"Без меня, все мимо, мимо":
Унивская Лавра Замок в Подгорцах Дворец Шенборна в Чинадиево Олесский замок Золочевский замок Дубенский замок Паланок, Мукачево Ужгородский замок Вроде тоже где-то неподалеку

2. Снова в Румынии. Сату-Маре.

И вот, протерев глаза, расстаемся с друзьями, которые вовсе еще не протерли глаза, и сонно улыбаются в след то ли нам, то ли прекрасным видениям своих снов. А мы двигаемся в манящее марево приключения. Сперва, правда по чашечке кофе в прекрасной кафешке, что на площади Дружбы Народов. Кофе там замечательный.

Все. В путь! Примерно начиная с Берегово, дорога решила нам показать все свое разнообразие. Больше сосредоточилась на ямах и гололеде. Подъезд к пункту пропуска Дьяково восхитителен, выше всяких похвал. Сплошной лежачий полицейский, весь во льду и в пупырышках. Зато границу проходим только мы, ну и одна машина с румынскими номерами. Все быстро и красиво. Небольшое замешательство возникло у румын. Они долго пытались понять куда мы едем и зачем, пока не было произнесено волшебное слово "туристы", и показан список наших броней. Система перезагрузилась, обрела волшебные улыбки вместо озабоченной нахмуренности, и с праздничными напутствиями нас пропустили.

Всего-то около ста километров и мы прибываем в Сату-Маре. Тут нас несколько озадачили взаимоотношения местных с букингом. Нас заселили не в тот номер, и не по тому адресу, что мы бронировали. Мало того, адрес нам сообщили уже в Сату Маре. До того - ни-ни. Однако апартаменты оказались в ту же цену, и даже еще лучше, чем те, что мы планировали, и почти в центре. Так что мы всячески довольны. Только разве что пришлось несколько раз созваниваться на подъезде.

В общем, город особого впечатления не произвел. Ухожен и к праздникам украшен. Прогуляться по центру было приятно. Разнообразная иллюминация и праздничное освещение, каток, переносные пункты питания, аттракционы. На каждые пол-квартала приходилось место, откуда доносилось радостное бумц-бумц, наполненное танцующей молодежью. Все наполнено ощущением веселья и праздника. За дверьми.

Обнаружили, что множество народу собиралось на встречу НГ прямо на площади под горсоветом. Концентрация пластиковых стаканчиков от глинтвейна на всей площади показала высокую плотность людей. На утро, кстати, все было совершенно прибрано.

А у нас была своя праздничная пицца, всякие другие вкусняшки, теплые апартаменты и прекрасная компания.

Горадминистрация.
Гениальность социализма.
Праздник, праздник!
У одного из нас нет тени. О, Трансильвания!
Народный герой, дедушка Бобо

3. На подъезде к Клуж-Напока.

Легко и приятно отправляться в путь! Впереди нас ждут первые румынские горы и чудесные серпантины.
Крепость Ардуд.
В середине лета тут проводят MedievArtFest
Оборачиваемся назад. О, милые сердцу холмы и серпантины.
Горы еще впереди.

По пути через Залэу - множество авторазборок. И легковушки, и джипы, и фуры. Если б не языковой барьер, я б зашел туда что-нибудь спросить. Ведь в большинстве своем румыны предпочитают свой родной язык. Английским владеют не многие. Объяснение часто основывается на древнем языке "крокодил". Так что, наслаждаясь видами мы беззаботно продолжали свой путь, прямо как бременские музыканты.
Остановились в селе Недешелу, в 10 км от Клужа. В пансионе "Армония". Прекрасное место для отдыха. Замечательные балконы, чудесные виды, приятное оформление, бюджетная стоимость. Немного экономят на отоплении и на интернете. И то и другое как бы есть, но по сути - нету. Так же не был обнаружен работающим бар-ресторан. Он как бы есть и кухня там ого-го, то есть - большая, но все-таки нету. Однако, это был только первый день нового года, и персонал, видимо, разбежался гулять вместе со всем теплом и интернетом.
Немного картинок оттуда:

4. Мы едем в Апушени короткою тропой. Про тонкости навигации.

Второй день нового года. Оставляем следы в западном направлении. Как идея, мы хотим остановиться на ночь возле известной пещеры "Ведмежья", в селе Кишкеу. Но она расположена на противоположной стороне локального горного массива Апушени. Я договорился с гуглем проложить маршрут прямо через напополам этого самого массива. Там есть такая вьющаяся ленточка, она проходит через город Хуедин и дальше в пампасы. Гугль настойчиво предлагал не ехать в самые горы а от этого города двигаться по магистрали на запад и обойти горы, как все умные люди делают. И я запомнил его рекомендацию. Это нам в последствии помогло, но не столько в плане набраться ума, сколько приобрести опыта. Но обо всем по порядку.

Разменяли немного наличности в банке
Вернее совсем не разменяли, поточтому по всей Румынии везде выходной. Кроме супермаркетов, и заправок, где эти деньги можно тратить
Исполненные благоговейного восхищения,
мы приближались к прекрасным живописным горам.
Дорога постепенно забиралась все выше, завиваясь в серпантины, сжимаясь и распрямляясь, и невообразимо радовала нас и восхищала качеством покрытия! Мы-то знаем, каковы дороги в наших Карпатах...
Однако, мы добрались до конца и этого покрытия. Дальше путь был покрыт снегом и льдом.
И мы благоразумно одели цепи на наш бусик. И отважно, но аккуратно продолжили подъем.
К льду и снегу добавилось еще льда и снега, а также заледеневшие лужи и колеи от больших машин. Снег правда был столь плотен, что держал весь наш бусик, чего не скажешь про лед, подмытый ручьями.
А вот так порой выглядят эти участки дороги, когда тепло (фото из google panoramio).

Преодолев все 7 километров этого внедорожного счастья, порвав цепь и починив ее шнурками, мы заподозрили неладное. Еще 4 км подъема до спасительного Падиша. Падиш - это кемпинг примерно на седле. Да, а потом такой же спуск. А может и асфальт. В итоге, когда нам путь преградила еще более взрослая Лужа, а за той забрезжила и дугая, мы решили развернуться, и, поджав хвосты, жалея, что зимой такое короткое световое время, повернули обратно на Хуедин, на трассу. По дороге мы не посмотрели вот такие водопады:
А еще, там на болотах живет росянка. И пещеры, и сказочные ущелья и дивной красоты виды. Вот. Мы это тоже тогда не увидели все. Мы сняли цепи и попробовали срезать петлю в 150 км на треть, но опять на определенной высоте, на другой дороге, нас приветствовал лед на дороге. Вместе с вечерней темнотой и прохладой.
Кстати, это наше как бы фиаско я соотношу с тем, что в тех горах видны до боли знакомые картины. Полным ходом идет вырубка леса. А ведь там вроде как Национальный парк... Такие знакомые колеи оставляет только тяжелый лесовоз... Но нам ли понимать румынских лесников.
Итак мы поехали по дороге, которую нам радостно советовал Гугль. Западное направление мы прошли, и в селении Буча (Bucea) свернули на юг. На очередной развилке мы впали в ступор. Возникло чувство, что мы вернулись в наши Карпаты. Кто знает дорогу на Осмолоду, или на Усть-Чорну - тот поймет, да еще и навстречу проползли по ямкам украинские номера. Проползли и пропали в темноте. Мы решили, что гугль не всегда бывает прав, и бусику ТАКОЕ не ннадо, вернулись к развилке, где хорошая дорога пошла себе дальше. И мы бодренько побежали по ней. О, если б это был день! Живописнейшее озеро с дамбой, скалы и водопады открылись бы нашему взору. Но мы были прикованы к льду, колеям и выбоинам, что высыпали постепенно нам навстречу.  А дорога, извиваясь, огибая водохранилище, ползла все выше и выше. Дорога шла до Stâna de Vale - такая долина с домиками. И это для нас был перевал. Весь вопрос и вся интрига была в том, будет ли там дальше дорога. Назад по этому льду в 11 вечера - вообще не хотелось возвращаться...
Вот, что мы не увидели на этой чудесной дороге, по причине темноты:
А вот, что увидели:

А еще мы увидели, что чудеса таки случаются, потому, что дорога от той долины таки оказалась, и она была асфальтом. ...Расчищенным  асфальтом! Это было правда как чудо и новогодний подарок нам, блуждающим в темноте. Радостно мы сбежали оставшиеся 50 километров до нашей гостинички в Кишкеу. И нас таки дождались, и, что было самое прекрасное, хозяин встретил нас с бутылочкой вишневой палинки. Это было просто феерично!

5. Две пещеры. Медвежья и Ледяная. Урсилор и Скаришоара.

Пансион Анишоара. Мы очень благодарны хозяевам, что дождались нас до 23 часов и так радушно приняли. И все там было в порядке - и тепло, и интернет, и большой зал с кухней. И сама гостиничка приятная на вид и на ощупь. И палинка там была, как оказалось, для нас самая правильная. Обычная палинка - это фруктовый самогон 40%, а бывает - это по ихнему сироп, а по нашему-ликер :). Вот таким вот вишневым ликером и порадовали наши хозяева. Мягкий и радостный, развязывающий язык и раскрывающий душу.
Кстати вот, оказалось, что с 2008 года только венгерская палинка имеет право называться "Палинка". Так что любая не венгерская палинка по закону - паленая. :)
Выезжаем из гостеприименй "Анишоары"
Через пол километра нас ждет одна из замечательных румынских пещер - Медвежья. Официальный сайт пещеры (англ). Верхний уровень пещеры открыт для туристов. На нижний ведет 30м. колодец. Пещера была вскрыта в 1975г. при взрывных работах в мраморном карьере. По ходу исследования в ней обнаружили 140 скелетов пещерных медведей. Пещера очень красивая. Экскурсоводы лояльны к фотосъемке :).

Пещера таки очень насыщена натеками. Очень красива и ухожена. Также, видимо, там ведутся какие-то исследования.
Заправившись сувенирчиками на базарчике при пещере, мы тронулись в дальнейший путь, объезжать Апушени против часовой стрелке. За перевалом в 50 км - известная горнолыжная база Вартоп. Там на день остался наш командный горнолыжник. За ним вернемся завтра. Может быть. Едем живописными серпантинами на Скаришоару. Это надо опять забуриться в глубину массива. На нашу удачу, до поселка Гецари, что при пещере, три года назад проложили новую суперкрасивую, хоть и узкую дорогу. Она довольно таки круто забралась вверх, и из нашего нового домика мы уже смотрим на окружающие горы сверху.
Успели таки в этот день посетить эту красивую ледяную пещеру. Экскурсоводы тут еще более лояльны, они просто по-румынски инструктируют возле картинки, и пропускают группами через массивные ворота.
Турысты, вам, может, еще и медку?
Сама пещера напоминает Большой Бузлук. Огромная яма, наполненная древним ледниковым льдом, сверху подтаивающим в теплое время и наростающим  зимой. Этот год по мнению местных выдался уникально теплым. Исключительно жаркое лето сложилось с бесснежной зимой.
Спуск в ледяную бездну
Древний лед
Туда пещера продолжается
Передо мной любой факир - ну просто карлик

Насладившись удивительной пещерой, мы вернулись в домик. Домик оказался весь в нашем распоряжении, и мы им в свое удовольствие распоряжались. Комнатки правда были маленькие и душные, и было в них жарко и не было там интернета. Но огромный зал с камином, большим телевизором и большой кухней мы использовали во-всю.
Вот этот ближайший домик - наш
Кухня  - столовая

6. От ледяных узоров к Хунедоаре и в Себеш. Бусиком по сердцу Трансильвании.

Утром снова в путь. Накануне, неподалеку от Гецари мы заметили отворотку на местность с обозначенной пещерой и ущельем. Надо глянуть. Пещера Poarta lui Ionele. Оказалась довольно небольшой, оборудованной полостью с охраняемой колонией летучих мышей. Так что не шуметь и не светить, ходить на цыпочках, и совсем не далеко. Дядька нас сопровождал очень позитивный, но что-то понять из его рассказа мы не смогли. К пещере нас вел ручей. Он празднично нарядился в ледяные кружева и ласково нам журчал на ручьином.
Примерно так это выглядит летом
(фото из инета)
Зимняя песня
Озеро в пещере. Виден паводковый уровень.

А дальше по дороге - ущелье! Cheile Ordâncușei. Скальные выходы, пещеры, водопады. "Сокровища, сокровища, сокровища! Что там? Новая пещера? Ах, еще!.."
Вообще-то эта чудесная дорога закольцовывается через ледяную пещеру. Но зимой ее чистят не всю. Времени для ледоходства у нас не было. Надо было отдирать нашего лыжника от склона. Вова излучал удовлетворение склонами и вайфаем Вартопа, правда отметил, что до Драгобрата ему даллеко.
Далее на Кимпени, до нормальной заправки, и вперед, в направлении Хунедоары! Кстати, участок дороги вдоль Апушени, от Бейцы до Альбака, что мы проехали - восхитительно прекрасен. Там и серпантины и скалы и ревущие водопады. А сколько мы всего не видали! Даже не стану на этот раз перечислять ;)
По пути, на границе жудеца Альбы и Хунедоары, дорожный серпантин венчает величественный Вулкан, с одноименным селом у подножия.
Далее сюжет пейзажа становится все более и более промзонным. Захудалые поселки и городки, все в бетонной корке, и притрушены признаками забвения. Но и интересные объекты заглядывают к нам в окно.
Виадук железной дороги 1890-х годов возле Brad
И вот мы проезжаем промышленный но древний и гордый город Дева. Крепость живописно расположилась на вулканическом холме. К ней ведет телекабинка. Вот такой она выглядит со стороны:
Вид на крепость.
Фото из открытых источников.
Вид навстречу. Вах, своим фотоаппаратом видел!
Сама крепость упала на мороз и закрыта для посещения. Доступна только смотровая площадка. История крепости тянется минимум с 13 века. Это была одна из мощнейших трансильванских твердынь.
И вот она, Хунедоара с "жемчужиной короны", замком Корвинов, замком Яноша Хуньяди:
I'll be back
Мы очень стремились к этому удивительному замку, но толком посмотреть его не получилось. Упал мороз и метель, началось недомогание личного состава, и спустились сумерки. Надеемся сюда вернуться. Нам еще искать Сармизегетузу летом. Тут недалеко.
Взгрустнув и отменно перекусив в "Ростике", мы развернулись,  дцать километров и мы в нашем домике под Себешем, в долине, затерянной среди холмов. Нам презентована двухэтажная хата на 10 человек, с хозяйством из собаки с щенками, камина, печи, кучи безделушек, вся в праздничной иллюминации.

7. Горное уединение

Следующие четыре дня мы предавались отдыху и разложению на диванах нашего райского острова. Ну непосредственно безвылазно не получилось, разумеется, но в общем, мы как никак растворились в этой местности.

Самый вкусный горнолыжный объект поблизости - это Суреану. Туда путь лежит наверно по одной из красивейших дорог, с именем "Трансальпина". Это правда - места, по живописности из разряда "маст хев". Наш горный лыжник остался в восторге от склона. А для сноубордиста не оказалоьс ботинок по размеру. А для юного лыжника не оказалось детских лыж. Все-таки несмотря на три подъемника, инфраструктура там пока развита слабовато. Но глинтвейн есть везде ;)
Вот несколько картинок с Трансальпины и с Суреану. Наши фотоаппараты были угнетены нашими упавшими челюстями. надежда только на видеорегистратор. Там просто безумно красиво. Фото больше из инета:
На этот участок трассы мы не доехали :)

А еще рядом там вот такое чудо, Cheile Băniței (источник):
А еще неподалеку располагалась столица даков Сармизегетуза, древнее сакральное место (источник):

Добираться туда зимой было не вполне разумно, и мы оставили это на следующий визит в Румынию.

В общем, поближе познакомившись и с Трансильванией, с историей, я с гораздо большим уважением стал относиться к известным румынским автомобилям. Их название для меня теперь значит не то что для нас "дача", а то что для них - Дакия. О технических сторонах вопроса мы не говорим. Всех на трассе перегонит Dacia Sandero.

8. Алба Юлия

Древний город. В I веке, сразу после победы над даками, тут стоял римский легион. Хлопцы охраняли золотые рудники. Город носит свое имя с XI века. В 18 веке находится во владениях Габсбургов и именуется Карлсбург. Тогда же здесь была заложена супер-пупер мега крутая крепость. Крепость 12 км в периметре, 70 га площадью. Самая большая в нынешней Румынии. Была построена чтоб стращать османов. Настолько их потрясла, что османы просто сникли, и больше туда не ходили никогда. Так что боевой опыт этой твердыни в истинном Дао - побеждать, не вступая в бой. Сейчас она это прекрасный объект для туризма. Почти полностью восстановлена и ухожена. На территории располагается библиотека 18 века,  костел 13 века, дворец принцев 16 века, красивый комплекс Университета 1918г., ряд музеев, замечательные кафе и рестораны и гостиницы в средневековом стиле. А на плацу - народные развлечения и гуляния, а по территории - чудные, очень детальные статуи. Даже туалет там мало того, что с лифтом для инвалидов, но еще и с музейной экспозицией внутри. Гулять - не перегулять.

9. Турдный путь домой

Простившись с уютным домиком, черной собакой МУрой и двумя ее беззаботными щенками-угольками, мы тронулись в обратный  путь домой.

Сегодня же нам надо быть в Украине, но в пути мы встретили необходимое препятствие - соляные шахты Турды. По дороге проехали любопытный город Аюд, с его средневековой крепостью и церковью:

И вот мы в Турде!

Соль тут стали добывать незадолго до прихода римлян. Римляне добывали ее открытым способом - выкапывали ямы глубиной до 15 м., а потом просто засыпали ее и переходили к следующей. Так там появились соляные озера. При римлянах этот город назывался Потаисса. После римлян добычей соли занялись венгры уже в XI в. В средние века добыча соли представляла такую же важность как сегодня, наверное, представляет нефтяная добыча. Соль в Румынии всегда была высокого качества. В 2011 году Румыния занимала 12 место в мире по добыче соли, производство составляла 2 миллиона 500 тысяч тонн. 20% - на экспорт. Вот солеежки. :)
Добыча соли в Турде прекратилась в 1932 году и только в 1992 году шахту открыли как туристический объект и оздоровительный центр. Доступны для посещения копи времён Габсбургской Империи: Rudolf, Tereza и Iosif.

Вот, что мы там увидели. Просто несколько фотографий:

А еще там можно поплавать на лодке по соляному озеру. С соляным островом... Нам, видимо, повезло, людей почти не было, практически не было очереди на лифты. но по лестнице побегать даже интереснее. И здоровее. Удалось даже пообщаться наедине с эхом в специальной комнате, где живет Эхо. Это комната с балконами в самом верху старинной копи. А еще там есть музей.

Мы вытащили себя за шкирки из благодатного подземелья, и вернулись в зиму. Центр города весьма приятен. Как обычно, кафешки, украшения и аттракционы к праздникам. Решили пообедать. Должен заметить, что румыны очень активно и со смаком курят. Топор можно вешать. Поэтому в бюджетных ресторанчиках залы для некурящих - это формальность. Пришлось пообедать, тоже в достаточно бюджетном, но более пафосном месте - в "Русалке". Тут мы малость просчитались. Чтоб сварить суп, они сперва сажают необходимое количество овощей... В общем, в дальнейший путь мы двинулись уже в темноте.

А вот что рядом с городом есть свое скалистое ущелье, мы не знали. Там есть и спелеообъекты и скалолазные маршруты и пешеходные тропы. Вот как это чудо выглядит с высоты интернета:

При подготовке маршрута и этого отчета я с благодарностью использовал информацию из разнообразных открытых источников. От Википедии до сайтов конкретных объектов. От сайтов специализированных экскурсоводов, таких как excursiaromania.ro, до общих вроде tripadvisor.ru. До научной литературы пока не добрался. Этим летом мы так же около 10 дней провели в Румынии на транзитах. Те маршруты были не менее насыщенны, и при этом совершенно не пересекались.

Когда меня спрашивают - зачем же ехать в Румынию, что же там такого смотреть - я немножко теряю дар речи. Я не знаю что сказать, с чего начать.

10. Пикник на Берегу. Сказочный домик.

Невозможно не упомянуть про нашу ночевку в Берегово, в Сказочном домике Дмитрия Кобринского. Это подобно фейерверку в финале праздничного представления. Вот уже закрыт занавес, осталось только добраться до дома, и тут небо взрывается фонтанами радужных искр. Праздник все еще с тобой! Этот человек - волшебник пространства. Это не просто домик с мотивами сказок, нет, сами сказки живут в нем. Они приглашены туда и собираются там и живут там. И только лишь полы, стены, ткани - все покрыто древесной пылью. А сказки в этом доме - свежи, и постоянно молоды, как тот бесконечный ремонт.
Это дом, где гостей принимают. Пока сами не увидите, мои слова ничего не будут значить.
У Сказочного дома есть группа в Фейсбуке. Знакомьтесь. Добавлю только, что там живет еще шикарный рыжий кот.

11. Титры.

Наш случайный коллектив,
Расположенный к остротам,
Расположен на борту
Небольшого катерка.
Комментируем слегка
Все, что нам за поворотом
Открывает сквозь стекло
Проходящая река.
Ю. Визбор

Бусик-путешественник
Мы.

Странный небритый тип. Первый раз вижу....
Сводка информации по отелям:
Сату-Маре  - Coral Apartments 36 Є за апартаменты с двумя спальнями, гостинной и кухней. Молотый кофе, сливки, сахар и чай входят в стоимость.
в Недешелу  - Армония 35 Є двухкомнатный четырехместный номер с огромной террасой и 18 Є двухместный.
Кишкеу - Анишоара 30 и 20 за четырех и двухместный номер соответственно. Огромный обеденный зал и отличная кухня с изобилием всяческой посуды.
Гецари по 20 за трехместный номер.
Casa de Piatra 70  в день за дом на 10-11 человек.

Пещеры работают с 10 до 17 ежедневно.
Ursulor 20 (10) Ron
Scarisoara 11 (8) Ron
Ionele 10 (7) Ron
Turda 20 (10) Ron

Суммарно на всю поездку потрачено по 250-300 уе. на человека.

UPD. Совсем забыл рассказать про питание.
Очень полезно брать с собой тройники или даже удлинители. Бывает, что несмотря на всю апартаментность, в номере может оказаться недостаточно розеток. А гаджетов обычно в команде - на маленькую электростанцию.
Для экономии средств мы готовили еду самостоятельно. Для этого брали с собой мультиварку, клмн, и комплект продуктов, составив меню еще в Киеве. Регулярно докупали фрукты, хлеб, воду.
Разумеется, самостоятельное питание не отменяло кафешек и ресторанов, когда душа требует праздника, но существенно экономит средства и время. Мультиварка рулит.
И еще один нюанс. Про воду. Зимой. В машине вода зимой часто замерзает. Так что мы брали питьевую воду, так сказать, под реализацию.